Небо над Иркутском
 +7 (3952) 73-57-62

23 августа/2019

Нашелся третий

В гонку создания пилотируемых космических кораблей включились азиаты
Я недавно писал о новых пилотируемых космических кораблях, которые создаются в США. Их разработка вступила в завершающую фазу. Корабль «Dragon» компании Space X уже летал в беспилотном варианте и готовится к испытаниям с экипажем на борту. Есть технические проблемы (была досадная авария), но ожидается, что они будут решены, и астронавты все-таки полетят – если не в конце текущего года, то в первом полугодии года следующего. Корабль «Starliner» компании Боинг еще не летал: в ближайшее время предстоит его полет в беспилотном варианте, а спустя несколько месяцев (если всё пойдет штатно) – и в пилотируемом.
экстерьер китайского корабля
Третий тип корабля – тяжелый космический корабль «Орион» массой до 15 тонн, создаваемый для полетов к Луне, а в дальнейшем (возможно) и для марсианского проекта, – полетит (видимо) в конце 2021 года, - тоже довольно скоро. Задержка испытаний «Ориона» связана в большей степени с проблемами нового тяжелого носителя SLS. Однако сейчас, когда в США всерьез взят курс на возвращение к пилотируемой лунной программе, становится ясно, что к проекту подключаются значительные ресурсы, и грандиозный план непременно будет выполнен.

И тут пришли новости из Азии. Китай продемонстрировал в СМИ свою новую технику. Речь идет о новом космическом корабле массой до 20 тонн (!), который предполагается использовать для полетов к Луне. Китайский корабль сможет поднять экипаж до шести человек (американский «Орион» тоже рассчитан максимально на шесть человек, но на лунных трассах планируется экипаж их четырех астронавтов). Общая компоновка китайского и американского кораблей, судя по публикуемым изображениям, близки.

Китайский лунный корабль будет поднимать новая тяжелая ракета «Чанчжэн -5В», способная доставить на околоземную орбиту до 25 тонн полезного груза. Носитель «Чанчжэн-5» уже стартовал два раза – первый раз удачно, но второй пуск оказался аварийным. Ожидается, что на рубеже 2019 / 2020 года состоится первый испытательный полет нового корабля на новой ракете.

Получается, что у Китая есть шанс обогнать своих конкурентов. Если китайский «лунный» корабль начнет летать раньше американского «лунного» «Ориона» - это будет знаменательное достижения, - особенно на фоне усиливающегося противостояния Китая и США по всем «фронтам» – от торговой до технической и военно-политической конкуренции. Насколько можно судить, такие шансы у Китая есть. Это очень интересный поворот событий.

А что же Россия? Перспективный корабль «Федерация» (который обещают переименовать) массой 16 тонн (12 тонн при полете к Луне) тоже сможет вместить экипаж до 6 человек и летать в сторону Луны. Он должен впервые стартовать в 2023 г (оговоримся, что ракету «Союз-5» еще предстоит создать, и задержки здесь более чем вероятны) в беспилотном варианте. В 2024 г. ожидается полет с экипажем. Таким образом, в новом поколении тяжелых лунных кораблей российский корабль встанет на крыло последним.

А вот китайский пилотируемый неожиданно может оказаться первым. Если китайское руководство, которое раньше выстраивало свою космическую программу исходя из внутренней логики, демонстративно не обращая внимания на достижения конкурентов, теперь может изменить свое отношение к вопросам первенства. Пожалуй, впервые в истории пилотируемой космонавтики у Китая появляются шансы не повторять давние шаги Советского Союза и США, а вырваться вперед. Ближайший год покажет, как будут развиваться дела. Кто первым уйдет на трассу полета к Луне – американский или китайский пилотируемый корабль? Уже скоро нам предстоит это увидеть.

Сергей ЯЗЕВ, член Федерации космонавтики РФ



Made on
Tilda